ГБУК ЛО «Дом народного творчества»
bsi
bsi
bsi
bsi

Календарь событий

 
 
 
 

Июль 2020
29 30 1
10 марта - 1 октября 2020 года
Областной ежегодный конкурс профессионального мастерства «Звезда культуры»
Подробнее >>> 29 июня - 06 июля 2020 года
Курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам:
- «Хоровая лаборатория. XXI век». VII всероссийская летняя школа хормейстеров с международным участием (72 часа)
- «Хоровая лаборатория. XXI век». VII всероссийская летняя школа композиторов с международным участием (72 часа)
ПОДРОБНОСТИ, ФОТО, ВИДЕО >>>
2 3 4 5
5 июля 2020 года
Областной праздник, посвященный Дню семьи, любви и верности
ПОДРОБНОСТИ, ФОТО, ВИДЕО >>>
6
6-12 июля 2020 года
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации по изобразительному искусству (Летняя пленэрная практика) в объеме 72 часов
ПОДРОБНОСТИ, ФОТО >>>

6-11 июля 2020 года
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Продвижение учреждений культуры в социальных сетях ВКонтакте и Инстаграм», 72 академических часа (очно-заочно)
ПОДРОБНОСТИ, ФОТО >>>

6-11 июля 2020 года
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Организация деятельности учреждения культурно- досуговой сферы: опыт, практика, инновационные технологии», 104 академических часа (2 модуль- 32 акад. часа)
ПОДРОБНОСТИ, ФОТО >>>
7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27
27 июля – 9 августа 2020 года
Областная выставка изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура), посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов
Подробнее >>>
28 29 30 31 1 2

Выставка «Куклы в традициях народов населяющих Россию. Кавказ и Средняя Азия»
3 декабря 2014 г. - 15 января 2015 г.
Место проведения: Санкт-Петербург, ул. Бакунина, д. 2, Библиотека им. Н.А.Некрасова

На выставке представлены традиционные куклы народов Кавказа (Дагестана (аварские, бежтинские), грузин, армян, чеченцев, карачаевцев, осетин, курдов Армении), Закавказья – азербайджанцев, народов Средней Азии (казахов, киргизов, таджиков, туркмен, узбеков), Центральной Азии (персов, хазарейцев, афганцев, джемшидов). Это авторские реконструкции кукол, которые сто и более лет хранятся в фондах МАЭ РАН (Кунсткамера) и РЭМ (Российский этнографический музей) в г. Санкт-Петербурге. Куклы выполнены на семинарах, которые проводили Сомова Т.А., сотрудник ЛОГБУК УМЦ «Культуры и искусства» на семинарах преподавателей детских школ искусств и руководителей студий ДПИ Ленинградской области по традиционной тряпичной кукле и Мишина М.А., кандидат искусствоведения, культуролог на семинарах и мастер-классах в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде и др. городах России. Куклы выполнены мастерами и художниками, а также детьми из Ленинградской области, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода. Каждая кукла может быть названа «традиционной», так как у нее есть «История» - время и место бытования, коллекционер или экспедиция, которые предоставили ее в музей, исследована конструкция (основа), материал изготовления. Эти сведения были почерпнуты при осмотре кукол в фондах музеев, из исследования «описаний музейных коллекций», а также литературы по истории и этнографии. Нами делалась попытка изучения традиционного костюма этноса, традиционных обрядов, образа жизни, игр и игрушек детей этого региона. Эти сведения дают возможность предполагать, кто этих кукол делал, что являлось максимально распространенным доступным материалом для изготовления, каковы были сюжеты игр детей.

Кукла как нельзя лучше отображает этнографические особенности конкретного народа, соединяя воедино элементы материальной и духовной культуры определенной эпохи. О необходимости изучения народной игрушки, ее истории еще в начале века писал известный художник-кукольник Н.Д.Бартрам: «Надо торопиться собрать старые народные игрушки, пока еще не все уничтожено и не все разошлось в виде сувениров и не затерялось в мусоре городов».

Создатели детских игрушек, как правило, не ограничивали себя в выборе материала, используя для этой цели наиболее дешевые и доступные: дерево, кожу, глину, лоскуты ткани, войлок, шерсть и т.д. Почти во всех случаях более предпочтителен элементарный предмет для игры - палочка, камешек, которые маленький фантазер в зависимости от своего настроения может обратить в орудие труда, оружие, куклу или животное. В подавляющем большинстве игрушки эти были очень условны и не препятствовали проявлению детского творчества и фантазии. Такая интерпретация соответствует основным свойствам примитивного творчества: предельная простота, статическая уравновешенность. 

По словам исследователя игрушек Кавказа - В.Уарзиати, наиболее распространенной игрушкой была тряпичная кукла. «По сведениям информаторов, тряпичные куклы имелись в каждой семье, где были дети. С одинаковым успехом в куклы играли девочки и маленькие мальчики. Обычно изготавливали кукол старшие члены семьи, хотя очень часто их делали и сами дети. Это были наиболее простые и непритязательные образцы, резко отличавшиеся по качеству изготовления и отделки от кукол, сделанных руками взрослых. Самодельные куклы представляли собой небольшие стилизованные человекообразные фигурки. Тряпичные куклы по технике изготовления можно условно разбить на два вида.

Куклы первого вида, на деревянном каркасе, для их изготовления брались два небольших обрезка палки и крестообразно накладывались один на другой. Это положение накрепко закреплялось ниткой, на полученную крестообразную основу, отдаленно напоминающую человеческую фигуру, надевался кукольный наряд – разнообразные матерчатые лоскутки, которые условно по составу, как правило, воспроизводили костюм. Плоский овальный камешек, а в последующее время – пуговица или старая монета, обтянутые белой тканью, символизировали лицо куклы. Вокруг талии лоскутки перехватывались игрушечным поясом, чем достигался образ кукольной фигурки, своими пропорциями приближенный к человеческой фигуре. Одежда такой простейшей куклы составляла неотъемлемую ее часть и не снималась. Куклы, изготовленные детьми, при всем кажущемся примитивизме их изготовления, отличались большой творческой фантазией. Наиболее архаическим образцам кукол лица не были присущи. Головка такой куклы была просто обмотана крест-накрест цветными нитками. По рассказам информаторов, «личины» на куклах начали вышивать цветными нитками или раскрашивать красками сравнительно поздно. Этот интересный факт можно понять, если вспомнить, что кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры с ней. Излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию, слишком большая подробность вложенного в нее сообщения ей вредит».

Заведующая сектором отдела повышения квалификации
ЛОГБУК УМЦ «Культуры и искусства
Сомова Татьяна Александровна